Neandertals Home
Сетевое издание :: (август 2015)
Забавную историю прочитал я недавно в сети. Рассказал ее оператор call-центра мобильной связи. Говорят, такое случается довольно часто.
“… Звонок. Немолодая, судя по голосу, дама. Говорит, так и так, пришло сообщение – якобы выиграла она плазменную панель в «розыгрыше номеров». Чтобы получить приз, всего-то надо отправить смс с определенным кодом на короткий номер ХХХХ, а в ответ, якобы, сообщат, куда подойти за призом. Тетка засомневалась и позвонила оператору.
Я вежливо и крайне подробно объяснил ей, что это – мошенники, что никакого розыгрыша у нас нет, в душе радуясь, что не все у нас еще теряют голову при виде халявы. Предупредил, что за такое смс с ее счета уплывут немалые деньги. На том и распрощались… Через пару часов прибегает в офис женщина лет сорока пяти-пятидесяти, вся в гневных эмоциях. И сходу начинает кричать, что вот только что у нее на счету были деньги – целых четыреста рублей, а теперь уже она должна сотню! Что это с нашей стороны мошенничество, что она этого так не оставит, ну и так далее. Сделал детализацию, и что бы вы думали? Та самая особа, которая звонила и которой я русским по белому все объяснил, взяла и отправила «гнусным мошенникам» гневное сообщение с угрозами. На тот самый короткий номер. Да еще для верности и продублировала…”
Признаться, писать популярную брошюру «SMS для альтернативно одаренных» в мои планы не входило. Но существующее положение дел представляется мне нетерпимым. Интернет переполнен смс-мошенниками. Пока одни совершают поступки свойственные олигофренам, другие видимо собираются стать олигархами. За счет мошенничества. Похоже, никому до этого нет дела. Какие банеры мы чаще всего видим на популярных ресурсах? «Пробей по базе», «Определи местоположение мобильника», «Найди человека в сети», «Читай смс на чужом телефоне». Все это сетевые мошенники… Пользоваться подобными заманухами, у людей мало-мальски опытных, желания не возникает. Потому что на любой бредовый запрос к такой "поисковой" системе (примеров приводить не буду, поскольку сам изощрялся в придумывании имен собственных на основе ненормативной лексики), система отвечает: «Да! Есть такие! Нашла и на сайтах, и на форумах, и в социальных сетях! Шли смс, покажу!». Однако, уверен я, что в Сети вовсе немало «чайников», а учитывая засилие рекламы, клиенты у подобных систем есть наверняка. Обыкновенным мошенничеством пользуются и популярные файлохранилища. Нужно скачать один-единственный «тяжелый» файл, но скорость бесплатного доступа очень ограничена. Хочешь качать быстро, купи «голден аккаунт». А там, как правило, написано: «Стоимость услуги 20 рублей в день». И звездочка. А под звездочкой, мельчайшим петитом, да еще на другой странице: “Голден аккаунт предоставляется на месяц”. Пошлешь эсэмэску, и вместо двадцати, улетит 600 р.
Думаю, корень зла – это платные смс. Точнее то, что обыкновенные информационные SMS могут использоваться и для платежа. В реале никто случайно не бросит в почтовый ящик вместо письма сторублевку. Потому что письмо и деньги спутать невозможно!
Почему же это возможно в Сети? Почему до сих пор работает этот устаревший механизм? Видимо потому, что он устраивает платежные системы и сотовых операторов, получающих с этих ворованных денег процент. И какой! 50-60% за транзакцию дерут провайдеры смс-биллинга с партнера (читай – подельника)… В реале отстегивать такой дикий процент "партнеру", не согласится ни один человек в здравом уме, если уж он назвался предпринимателем. По-моему на такое способны только мошенники. А ни за что не отвечающие сотовые операторы и биллинг-провайдеры, в полной мере являются соучастниками этих мошеничеств. Мыслимое ли это дело, в цивилизованном обществе? К чему мы приучаем стариков и детей наших?
Старики наши как огня боятся техники. Не пользуются терминалами оплаты – не предупреждают эти терминалы, что процент дерут. Боятся наши мамы, папы, и дедушки с бабушками, нажать что-нибудь не то и в собственном мобильном телефоне. Нажал случайно «справку», и автоответчик радостно сообщает: «Звонок платный. Тарификация звонка с 8-ой секунды». И тычет лихорадочно бабушка своими артрозными пальчиками в кнопку отбоя… – Поздно пить боржоми! – иронично улыбаются сотовые затейники, – семьдесят рублей уже тю-тю! И даже смс, мол, пролетела старая лохушка, ей не пришлют. А для бабушки, с ее послевоенным голодным детством и нынешней мизерной пенсией, эти 70 украденных у нее рублей – настоящая трагедия. А собственный мобильник, с которого неизвестно куда и почему улетели деньги, просто какая-то шайтан-машина. Какие-то «светлые головы» придумали посадить на кнопку ОК мини-джойстика мобильника – быструю функцию подключения к GPRS. И это в простейшем дедушкином телефоне, которому интернет нужен как корове седло. Нажал, и полетели денежки. И ни разу не видел я ни в Интернете, ни по ТВ такой вот рекламы: «Мы сделали этот телефон специально для наших стариков. Он совсем не дорогой, но у него большой дисплей с крупными цифрами, большие удобные кнопки, простой интерфейс и ничего лишнего!»
А дети… К чему мы их приучаем? К мысли, что в Интернете никому верить нельзя? Что айтишники – это мошенники?
Думаю, что платные SMS в том виде, котором они существуют сейчас, должны быть запрещены. Для расчетов нужен новый класс мгновенных сообщений – платеж. Этот виртуальный класс смс должен быть надежно защищен, и его невозможно будет спутать с простой информационной смс. Имхо это должно быть реализовано и в протоколе обмена, и в интерфейсе телефона. Отдельные папки: SMS и ПЛАТЕЖИ. Ведь в реале никто не хранит платежки за свет и газ в почтовом ящике, куда каждый день валится все что угодно. Но главное, что человек должен четко знать, что он не просто отсылает смс, а совершает платеж! Думаю, такая идея весьма порадует производителей мобильных телефонов. Вот еще один повод производить телефоны с новыми функциями. А непродвинутые бабушки и дедушки вполне могут обойтись и старыми, потому что им эти платежи вообще ни к чему. Вот такая перспектива на будущее.
Но уже сейчас платежная система просто обязана предоставлять потребителю полную информацию о предстоящей сделке. А то, царящая в настоящее время "простота" – хуже воровства. Хуже, потому что тормозит развитие платежных коммуникаций. Мало-мальски опытные юзеры не пользуются этим, в принципе самым удобным, средством платежа. Поскольку велика вероятность обмана. Имхо, алчные и безответственные биллинг-провайдеры сами роют себе могилу. Поскольку мобильный телефон имеет перспективу стать в будущем универсальным электронным кошельком. Но если дела будут обстоять как сейчас, то, вероятно, люди задумаются, а стоит ли доверять им деньги? И эту нишу займут другие устройства.. и компании.
В настоящее время, честную биллинговую систему вполне возможно построить и на основе обычных текстовых смс. Для этого нужно только одно – глобальный запрет биллинговых систем, не предоставляющих потребителю данных перед совершением платежа. Очень жаль, что пока не существует консорциума по защите прав пользователей систем электронных платежей. Имхо именно такая организация могла бы инициировать как подобный запрет, так и сертификацию платежных систем. А работать это может примерно так. Хотите вы купить себе вышеупомянутый «голден аккаунт». Сайт предлагает вам прислать смс. Вы отправляете обычную бесплатную смс. А в ответ получаете платежный запрос, в котором должна быть указана сумма платежа с учетом ндс – именно та сумма, которая будет снята с вашего счета. Вот как он может выглядеть:
Запрос на платеж: ************************************ 123a45b768c (идентификатор платежа) XXXX (номер на который производится платеж) +7YYYYYYYYYY (номер с которого производится платеж) 250.00 rub (сумма сделки) ************************************ Статус сделки: ОК ************************************ Для совершения сделки перешлите эту платежку по адресу отправителя
Пришел запрос на 600 рублей, вместо двадцати? Платежный запрос отправляется в мусорную корзину. Ну, а если вас все устраивает, подтверждаете. Т.е. отсылаете этот запрос обратно. Платежная система сверяет эти данные со своими, совершает перевод денег, и отсылает вам об этом сообщение. Платежная система также может проверять сертификат номера, которому были предоставлены услуги смс-биллинга. Кто должен выдавать подобные сертификаты, и может ли отсутствие такого сертификата быть основанием для отказа в предоставлении услуг биллинга – тема для отдельного разговора. Имхо, система должна выдавать хотя бы такое предупреждение:
************************************ Статус сделки: Bad (unknown) ************************************ Внимание! Номер, по которому вы собираетесь произвести платеж - не сертифицирован! Остерегайтесь мошенников! ************************************ Для совершения сделки перешлите эту платежку по адресу отправителя
Возвращаясь к вопросу о сертификатах доверия, полагаю, что выдачей и лишением таковых (на основании жалоб потребителей на непредоставление/несоответствие услуг) должен заниматься вот этот самый консорциум по защите прав потребителей, в сотрудничестве с платежной системой и сотовыми операторами, хранящими логи. Обманутый потребитель должен четко представлять, куда он должен обратиться. Думаю, обращаться он должен не к платежной системе, не к биллинг-провайдеру или сотовому оператору, и не в МВД, а в объединение, созданное по принципу консорциума из представителей всех этих организаций и независимых экспертов. Тогда не возникнет проблем ни с проверкой логов, ни с лишением сертификатов доверия или отказом в доступе к смс-биллингу, ни с передачей материалов в правоохранительные органы.
Опубл. в Компютерре-онлайн